Проектирование коттеджа
Тамбов по меркам русской истории город относительно молодой. Основанный в 1636 г. как крепость в 450 верстах южнее Москвы, он почти три столетия был российским захолустьем. Лишь в начале XX века торговля и промышленность привели к небывалому ранее строительному буму в городе. К этому времени относится и зарождение тамбовского модерна и проектирование коттеджа.
Начиная с 1903 года, когда был утвержден новый Генеральный план города, а городским архитектором был избран В. Лемке, в Тамбов приезжают работать зодчие из таких провинциальных городов, как Томск, Курск, Кострома, Нижний Новгород. Это - Т. Свирчевский, А. Миролюбов, И. Фрейман, И. Вагапов, П. Федоровский. Большинство из них были выпускниками Института гражданских инженеров и Академии художеств Санкт-Петербурга. Именно они привнесли в архитектурную жизнь Тамбова свое представление о градостроительной культуре русской провинции.
![](http://svetikova.ucoz.ru/Fotoalbum/78456745675467.jpg) |
Тем не менее, можно найти в городе аналоги, а в чем-то и подражания столичным архитектурным решениям. Так, кинотеатр Зеркало жизни напоминает санкт-петербургский особняк Кшесинской. А здание тамбовской гостиницы братьев Никольских будто ⌠процитировано из новейшего общеевропейского словаря архитектурных форм. Его закругленные окна и волнообразно поднятые карнизы откровенно напоминают архитектурные изыски тех лет в Брюсселе и Вене. Здание гостиницы Европейская аналогично московскому дому Хлудовых архитектора Льва Кекушева, причем сходство проявляется не только во всех пропорциях этих строений, но даже в отдельных деталях, несмотря на то, что тамбовский аналог меньше по размерам.
Документальных свидетельств о деятельности Кекушева в Тамбове нет, но ясно, что он, как и другие московские зодчие, мог получать заказы в городе благодаря посредничеству предпринимателя Кокневича, представителя одного из банков Москвы, деятеля Страхового союза заводчиков и, одновременно, автора следующего Генерального плана города, утвержденного в 1914 году. Но эту загадку гораздо больше оснований решить, если говорить о работе в городе Льва Кекушева на основе стилистического анализа. Прежде всего, это относится к особняку Михаила Васильевича Асеева, крупнейшего в России фабриканта и торговца сукном.
|