Дома каркасные
В архитектурных формах множество контрастных сочетаний. Поражает декор верхнего яруса здания. Балюстрада, скрывающая кровлю, дополнена, как и во многих зданиях, спроектированных Кекушевым, вазами, арочками, башенками-фиалами по строительству таких домов как дома каркасные. Мезонин превращен в замок-мансарду с ренессансным декором. Все это создает игру теней и света, впечатление непрерывного движения форм. Архитектура - это всегда синтез профессиональных представлений о наследии. Автор дома Асеева прочувствовал Ренессанс, барокко, имел представление о том, как эти стили своеобразно преломлялись в зодчестве Франции, Австрии, Германии...
|
Мастерство создателя здания демонстрируют интерьеры. Они поразительно сохранились: и удивительно тонкие по качеству исполнения деревянные панели, и потолки с позолотой и росписью, и множество непохожих одна на другую люстр. Оригинальны даже калориферы, исполненные в виде круглых колонн, завершенных вазами. Вестибюль и холлы на обоих этажах с расписанными стенами напоминают сад, как будто бы привнесенный сюда извне. Все эти детали позволяют говорить о сходстве архитектуры этого особняка с конкурсными проектами Л. Кекушева для московского ресторана. Явно определенные аналогии можно обнаружить здесь и с известным произведением зодчего подмосковной дачей Грачевка в Ховрино.
Обратив внимание на эти аналоги, мы попытались определить авторство особняка Асеева и, к своему удивлению, обнаружили, что в исторических документах нет никаких прямых или косвенных доказательств нашей гипотезы. Однако фамилия Кугушев, по-видимому, никогда не существовавшего архитектора, значится в современных списках старинных зданий как фамилия автора...
Именно они убеждают нас в авторстве одного и того же мастера. Более того, мы можем утверждать, что тамбовские постройки во многом совершеннее, чем западноевропейская по духу Грачевка. В них ряд художественных приемов более выверен. Интересно, что уникальный особняк Асеева породил в Тамбове своего рода моду на строительство. В городе появились весьма претенциозные здания. Они стали выделяться сильно вынесенными карнизами, эркерами, башенками, лепниной.
Правда, характерно, что более выразительная, чем ранее, пластика главных фасадов находилась в редком несоответствии с отделкой боковых поверхностей строений. Дома стояли, как и прежде, на скромных по размерам участках. Связать их внешний облик и внутреннее пространство удавалось только в редких случаях.
|