Что и говорить
Вкус, знакомый с детства. Когда незамысловатые картинки внедрились на подкорку, трудно зачерпывать из далёкого прошлого больше, чем просто ностальгию. Йохан Эдлунд и Томас Петерссон нарисовали в выдуманном пространстве стартовую линию и грохнули из пистолета – я и побежал. С Tiamat тяжёлая музыка переросла в моём сознании беспорядочный набор шумов и ливень грохота, став на одну планку выше на пути к искусству. До "Clouds" (1992), установившего стандарты, оставался всего лишь год – многое надо было ещё обдумать. "Астральный сон" сделался беспокойным, но ушёл от андеграундной брутальности и грязной злобы раннего шведского дэта, который прессом прошёлся по аудитории на "Sumerian Cry" (1990).
|
Несмотря на определённые ассоциации, шаг вперёд был сделан приличный. Мифологический подтекст дебютного выстрела поставили на рельсы структур, которые разрывались между убыстрённым темпом прошлого и замедленной мечтательностью ещё непривычного настоящего. Размышления об отвлечённых материях, словно прописанных в вакууме вне времени и пространства, требовали иных композиционных решений. Феномен состоялся – скандинавы придумали незамысловатую формулу, в которой простота была хуже воровства. Минималистичные клавишные мелодии, дэтовая уже недозлоба и гитарные хэви мотивы удачно сочетались браком.
Музыканты пока помешивали собственный дум-дэт в стакане на высокой ножке, искренне пытаясь распробовать, уловить полученный вкус. Ещё не было у Эдлунда композиторской отточенности, что нарисовалась годом спустя, когда каждый куплет и припев обратились в шедевры. Недоставало житейской умеренности – интерлюдий и лирических вставок оказалось вдоволь, да к тому же в отличие от "Clouds" они не ушли на такую глубину, где их можно было гармонично внедрить в картину. Местами они отваливались от тяжёлой матчасти, охотно контрастировали с ней. Вечные соседи Mercyful Fate и King Diamond по-прежнему кружили, удобно устраиваясь в структурах вещей. Проверка боем, впрочем, прошла успешно – на "Astral Sleep" чувствовалось ощущение свежести эмоций, новизны звучания, предтечи будущего взрыва. Психоделические старомодные синтезы а-ля прог-рок 70-х и классические хэви-металлические запилы вскоре исчезли из их музыки навсегда, оказавшись рудиментами, а акустика наоборот сыграла свою важную роль и в дальнейшей жизни Tiamat. Но даже сейчас, спустя восемнадцать лет после релиза, диск привлекает, однозначно радует магией, которая не имеет ничего общего с привычкой и снисхождением. Такие сны, кажется, вечны.
|